История ровенчанки, которая пережила домашнее насилие

Домашнее насилие – проблема, которая может затронуть каждого и о которой невозможно молчать. Только за 11 месяцев 2024 года в Ровенской области зарегистрировали 6 тысяч сообщений о фактах домашнего насилия, пишет rivnenchanka.info. Но очень часто жертвы остаются рядом с обидчиком или молчат, потому что у них просто нет, куда пойти. Однако игнорирование этой проблемы приводит к еще большему количеству случаев абъюза в украинских семьях. Для жителей Ровно работают центры социально-психологической поддержки и горячие линии, куда могут обращаться жертвы любых форм насилия. Ровенчанка Светлана Пастушенко также решила не молчать и рассказать свою сложную историю.

От жертвы к борчине

Фото взято с ресурса: https://ru.pinterest.com/ 

Отношения жительницы Светланы Пастушенко, долгое время страдавшей от психологического насилия, начинались привычно. Со своим мужем Леонидом Пастушенко она познакомилась в 1990 году и через год пара вышла замуж. Всего они прожили 30 лет. Сначала супруги жили вместе с отцом Леонида в одном доме, и, как вспоминает Светлана, долгое время мужчина относился к ней хорошо, хотя и были тревожные звоночки.

Леонид Пастушенко не хотел работать на кого-то, поэтому работать за двоих приходилось жене. Женщина рассказала, что тогда просто его жалела, потому что у мужа были проблемы со здоровьем. Затем заболел ее свекор и Светлана полностью взяла на себя уход за ним. Отец Леонида умер в 2012 году, а через несколько лет женщина стала замечать, что ее муж изменился – всем был недоволен. Позже ровенчанка узнала, что он ей изменял.

Любовницей Леонида оказалась коллегой Светланы. Сначала женщина закрывала глаза на измену, а потом решила поставить точку, ведь видела, что у мужа новые отношения были серьезными. Женщине было некуда пойти, поэтому она решила переселиться в одну отдельную комнату, сообщив мужчине о том, что она все знает об измене. И он стал делать все, чтобы психологически давить на Светлану и заставить ее самостоятельно уйти из дома.

Он отключил свет, газ и воду. Светлане приходилось обогревать комнату с помощью глиняных вазонов со свечой внутри, а источником освещения стал фонарик на солнечной батарее. Ровенчанка рассказывала журналистам, что с того момента, как она сказала мужчине о другой женщине, ее жизнь превратилась в ежедневную борьбу.

Психологическое насилие в семье Пастушенко обострялось с каждым днем. Впервые женщина обратилась в полицию в январе 2020 года, а через месяц сделала это снова. Последней каплей стало то, что Леонид начал выносить из дома вещи, пока Светлана была на работе – стиральную машину, ванную, унитаз. Так он вынес почти все, что было вне ее комнаты. За это его удалось привлечь к административной ответственности, но это существенно не изменило ситуацию.

Ровенчанка вспоминала, как засиживалась на работе допоздна или просто бродила по городу, чтобы не возвращаться домой. Мужчина издевался, а условия проживания были невыносимы – холод, отсутствие света и воды, давление бывшего.

В феврале 2020 года Леонид подал заявление о расторжении брака. Детей у супругов не было. В мае Пастушенко развели. Бывшие супруги продолжали проживать на одном дворе. Светлана рассказала, что после трех лет брака у нее были деньги, чтобы приобрести собственную квартиру, но мужчина отговорил ее – мол, все равно есть где жить. И вот, много лет спустя, он стал выгонять женщину в предпенсионном возрасте из дома, где они долгое время прожили вместе.

Жизнь после развода

Казалось бы, после развода с мужем ад психологического насилия для Светланы должно было закончиться. Но бывший установил в доме камеры видеонаблюдения и микрофоны даже в ванной комнате. Светлана неоднократно обращалась в полицию и фиксировала все факты домашнего насилия. В 2022 году Верховный Суд признал за ней право пользования жильем, несмотря на то, что она не была его владелицей. Леонид все равно продал дом своему родственнику, который требовал оплату за проживание и наведывался в дом, иногда с применением физического давления.

За три года Леонида семь раз привлекали к административной ответственности, а в октябре 2023 Ровенский городской суд признал его виновным в систематическом домашнем насилии и назначил шесть месяцев ареста.

....